Харьков (укр. Харків) — крупнейший город в восточной части Украины, административный центр Харьковской области. Второй по численности населения город Украины. Был крупнейшим центром танко-, тракторо-, турбиностроения и третьим по величине индустриальным, научным и транспортным центром СССР после Москвы и Ленинграда. Во второй половине XX века — главный транспортный узел Юго-Восточной Европы.
Современный город основан около 1654 года на месте (внутри стен) древнерусского городища Харьков, идентифицируемого иногда как половецкий город XI века Шарукань либо гуннский город V века Харька. Магдебургское право получил в 1787 году. В феврале-мае 1918 года столица Донецко-Криворожской республики, в марте-апреле 1918 также столица Украинской Советской Республики, в марте — июне 1919 года и с декабря 1919 года по июнь 1934 года — столица Украинской ССР.
В городе 142 научно-исследовательских института, 45 высших учебных заведений, включая Харьковский университет (пятый в Российской империи; основан в 1805 году) и политехнический институт (второй политехнический вуз Российской империи; основан в 1885 году), в которых учится 230 тысяч студентов; 16 музеев, городская картинная галерея, 6 государственных театров, 80 библиотек.
Награждён орденами Ленина (4 декабря 1970 года) и Октябрьской Революции (23 августа 1983 года), а также наградами Совета Европы (29 апреля 2010 года). 8 июля 2013 года горсовет Харькова присвоил городу звание «город воинской славы» (впервые в истории Украины).
Органом местного самоуправления является Харьковский городской совет. Административные органы Харькова: налоговая инспекция в Харьковской области, управление ДАИ.
В 2012 году был одним из четырёх городов Украины, принимавших Чемпионат Европы по футболу 2012.
Площадь Свободы (укр. Площа Свободи; Майдан Свободи) — центральная площадь Харькова, является шестой по величине площадью Европы и четырнадцатой — мира. С момента основания (планировка — 1923/25, мощение — 1930/31) по 1996 год носила название Площадь Дзержинского, и именно так сейчас именуется в зарубежных учебниках архитектуры и архитектурной энциклопедии.
Длина — от 690 до 750 метров.
Ширина прямоугольной части — от 96 до 125 метров.
Диаметр круглой части — 350 метров.
Площадь — 11,9 гектаров[5].
Разница высот вдоль площади — свыше 11 метров (от высшей точки на Сумской улице до низшей — у Госпрома).
Площадь имеет форму колбы, обращённой горлышком к Сумской улице[6].
Ось круглой части площади проходит через ось симметрии здания Госпрома и под углом 20 градусов к оси прямоугольной части.
Прямоугольная часть площади замощена брусчаткой и выходит на Сумскую улицу, круглая — на проспект Ленина.
Под площадью находятся две станции метро — «Университет» (1984) Салтовской линии и «Госпром» (1995) Алексеевской линии.
Фото сделано со здания гостиницы "Харьков". Слева перед началом площади находится здание областного и городского совета. Справа на фотографии виднеется парк "им. Шевченко". В кадр не попал конец площади с памятником Ленина, Университетом и Госпромом.
Фото сделано со здание обл. и гор. совета. По центру в конце площади постороена сцена. За ней памятник Ленина с не большим сквером и в конце светится здание Госпрома. Слева от него находится Университет им. Каразина.
Вся Россия проезжает через наш вокзал ЮЖД отдыхать в Украину, Крым и в Европу.
Южная железная дорога (укр. Південна залізниця) — крупнейшая в системе Государственной администрации железных дорог Украины. Исторически, образована из главных линий, введённых в эксплуатацию ещё в периоды 1-го и 2-го «Громадных» подъёмов железнодорожного строительства в России: (1869—1910 гг.). Под названием: «Южная железная дорога» (ЮЖД), была образована в 1934 году, в результате разукрупнения «Южных железных дорог». В годы довоенных пятилеток ЮЖД сыграла исключительно важную роль в обеспечении индустриализации промышленных районов центральной части СССР. В течение первых месяцев Великой Отечественной Войны, ЮЖД обеспечила эвакуацию промышленных предприятий в Восточные районы страны и воинские перевозки в прифронтовых районах. В период оккупации 1941—1943 гг., хозяйству ЮЖД был причинён материальный ущерб, оцениваемый в 1 млрд. 29 млн рублей. Однако, уже в 1947 году, объём пассажирских перевозок на главном направлении Курск-Харьков-Лозовая превысил довоенный уровень. С 1956 года, на отдельных участках ЮЖД были развёрнуты работы по электрификации. В 1960 году, главные направления грузовых и пассажирских перевозок, в границах ЮЖД, были переведены на электровозную и тепловозную тягу. Техническое состояние верхнего строения пути на линии Курск-Харьков-Лозовая, обеспечивало безопасное движение пассажирских поездов с технической скоростью до 120 км/час.
На момент распада СССР, протяжённость линий ЮЖД составляла около 4 тыс. километров, обеспечивала перевозками: на территории УССР — Харьковскую, Донецкую, Луганскую, Днепропетровскую, Полтавскую, Киевскую, Сумскую и Черниговскую области; на территории РСФСР — Курскую (частично) и Белгородскую области, (в частности: рудники Курской магнитной аномалии и Оскольский электрометаллургический комбинат). В общем объёме грузовых перевозок, около 70 % приходилось на переработку и перевозку транзитных грузов, значительную долю составляла сельскохозяйственная продукция. По объёму пассажирских перевозок, ЮЖД занимала ведущее место в СССР, особенно в летний период, с основным направлением пассажиропотока из северой и центральной частей СССР — на Кавказ и Крым, а также с запада на восток страны. В частности, локомотивное депо «Октябрь» (ТЧ-2) обеспечивало, без замены электровоза, самый протяжённый, на сети дорог СССР, тяговый участок Москва-Симферополь. По пассажиропотоку пригородных пассажирских перевозок, один только Харьковский ж.д. узел занимал 3-е место на сети дорог СССР, после Московского и Ленинградского. В состав ЮЖД входили свыше 370 станций разных классов (включая внеклассные), десятки локомотивных, вагонных депо и ремонтных предприятий.
Вокзал ЮЖД. Имеет 6 платформ по 2 линии на каждой для обслуживания пассажиров, плюс еще несколько линий для технических работ и товарных составов. Слева здание воклаза с гостиницей в высотном здании. Слева за зданием воклаза находится привокзальная площаь.
Привокзальная площадь вокзала. По центру вверху здание вокзала, за которым находятся платформы с ж.д. линиями. Слева здание главное управление ЮЖД, а справа главное управление Укрпочтой.
Центральный вход в здание вокзала со стороны привокзальной площади.